×
Открыть
Городские новости и погода в приложении 161.ru
«Первому игроку приготовиться»: по пути в реальность
Сеансы
Первому игроку приготовиться фантастика, боевик. США, 2018. Режиссер: Стивен Спилберг

Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон, Лина Уэйте, ТиДжей Миллер, Саймон Пегг, Марк Райлэнс, Филип Чжао, Уин Морисаки, Ханна Джон-Кэймен и другие.

В 2045 году ожидаемо не произошло ничего хорошего. Поэтому значительная часть населения Земли влачит существование среди свалок и вынуждена воплощать свои самые сладкие мечты в виртуальной реальности. Видеоигра OASIS позволяет каждому человеку выглядеть, как он хочет, и заниматься всем, что душе угодно — от собирания артефактов до сокрушительных баталий. И пусть все мирские проблемы подождут! Тем более великий создатель Джеймс Холлидей перед своей смертью спрятал в недрах компьютерного мира «пасхальное яйцо» — тот, кто им завладеет, получит контроль над игрой и все многомиллионное состояние гения в придачу. С этого момента гики со всего мира бросились изучать все увлечения создателя в поисках разгадки.

В компании этих «пасхантеров», конечно же, оказывается главный герой фильма — подросток Уэйд Уоттс, играющий в OASIS под ником Парсифаль. Он одержим историей Холлидея и находит первый ключ к разгадке главного квеста. Вместе с новыми виртуальными друзьями Уэйд получает славу, богатство и, возможно, даже настоящую девушку. Но мечты тинейджера оказывается под угрозой: глава корпорации IOI Нолан Сорренто уже давно пытается прибрать к рукам и заполонить его рекламой. Конечно, он ничего не смыслит в 1980-х и не танцует под Duran Duran, но горшочки золота многое решают даже в почти идеальном мире, состоящем из пикселей.

После драматического вдохновения, подарившего миру «Шпионский мост» и «Секретное досье», Стивен Спилберг снова взялся за развлекательное кино для всех от мала до велика. На этот раз повода увлекательнее просто не существовало — долгожданная экранизация самого известного гиковского романа «Первому игроку приготовиться», который произвел фурор в 2011 году. И если вы не любите видеоигры так же, как его автор Эрнест Клайн, разобраться в том, что происходит на экране, будет непросто. Мир романа — это большущий склад отсылок к мировой поп-культуре 1980-х, который, по сути, и стал секретом успеха молодого писателя. Конечно, тот самый «делориан» из «Назад в будущее» или куклу Чаки на экране большинство узнает с первого взгляда, но о Бакуре Банзае или игрушке Adventure в Америке наслышаны куда больше нашего. Ностальгические отсылки, никак не привязанные к сюжету, поначалу вызывают улыбку, но их количество просто зашкаливает, из-за чего становится дурно от лишней и не очень нужной информации. Пожалуй, новую ленту легендарного режиссера можно назвать олицетворением той безумной моды на прошлое, которая захлестнула кинематограф в последние годы.

К чести Спилберга стоит сказать, что он с соответствующей для режиссера «Парка Юрского периода» и «Инопланетянина» фантазией показал, почему фанатеть — это по-настоящему круто. Во-первых, ты обязательно встретишь тех, кто будет с тобой на одной волне, а во-вторых, какой гик не мечтает увидеть бой Годзиллы и Стального Гиганта? В мире кино возможно все, стоит только адаптировать вселенную и позаботиться об авторских правах. Правда, есть ощущение, что создатели популярных игр сами сломя голову бежали к продюсерам фильма — более удачной рекламы их детищ и не придумаешь. Поэтому не удивляйтесь присутствию на экране двух разных эпох в лице Кинг-Конга и героев игры Overwatch. И как бы ни старались создатели, именно культурный микс всего и вся выходит на первый план. «Первому игроку приготовиться» — это кино, которое устарело лет на 10, а то и больше. Сюжет о злобных корпорациях в наши дни выглядит смешно, особенно если вспомнить продюсерские подвиги самого режиссера, а герои и их действия настолько читаемы и предсказуемы, что хочется взять в руки джойстик и попытаться сойти с основного сюжетного квеста.

В этом виноват не только сценарий, пропитанный наивностью старых приключенческих фильмов, но и то, что на экране слишком много целиком компьютерного действа. Подвиги и неудачи героев в «Оазисе» похожи на запись игрового стрима или кат-сцен между сюжетными перипетиями игры и собственно игровым процессом. У кинокартины нет и не могло быть бюджета на графику уровня «Аватара», поэтому такое решение уже выглядит спорным. Но гораздо хуже выглядит то, как авторы старались показать мир будущего — 2045 год больше похож на клоунаду уровня худших творений Люка Бессона. Ни о какой утопии и киберпанке речи не идет, а костюмы и декорации как будто создали еще в Голливуде 1990-х. Под стать им и подобие морали, банальнейший вывод и уж слишком слащавый финал. Конечно, прекрасно, что у мистера Спилберга для геймеров есть один очень предсказуемый ответ: игровой мир — это хорошо, но реальность все равно лучше. Тем не менее настолько невинного окончания истории, без малейшей ложки дегтя в блокбастерах давно не было. Как и приятной, но немного однообразной инструментальной музыки, которую в развлекательном кино сейчас не используют.

Возможно, если бы экранизация «Первому игроку приготовиться» появилась на свет раньше, она стала бы большим хитом и разошлась на цитаты. Но время прошло, и пиксельным экшеном в фильмах никого не удивишь, как и упоминаниями Фэриса Бьюлера, о проделках которого большая часть мира уже и не вспомнит. Больше всего в ленте хочется отметить прекрасного театрального актера Марка Райлэнса, прекрасно сыгравшего немного аутичного и инфантильного гения Джеймса Холлидея. Наверное, людям, настолько же влюбленным в виртуальную реальность, как он, новая работа именитого постановщика понравится хотя бы просто из-за рекордного количества всевозможных пасхалок. Но для всех остальных, кто не знаком с оригиналом, так и останется загадкой, почему миллионы ждали выхода настолько простой и вторичной приключенческой фантастики. А ответ может быть только один — не всякая книга требует экранизации.

                                                                                                       Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.161.ru
Просмотров: 10566