×
Открыть
Городские новости и погода в приложении 161.ru
«Гоголь. Вий»: в поисках нечистой силы
Сеансы
Гоголь. Вий детектив, мистика. Россия, 2018. Режиссер: Егор Баранов

Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Екатерина Бурлакова, Сергей Бадюк, Ян Цапник, Алексей Вертков, Марта Тимофеева и другие.

После вскрытия сундука сгинувшего следователя Якова Гуро Гоголь и его сообщники обнаруживают стопку разрозненных пометок и рисунков, которые могут помочь им в раскрытии тайн темного душегуба на Диканьке. Острый ум Николая Васильевича наводит его на мысль о серии убийств девушек не старше 30 в праздничные дни. Остаётся один вопрос — как уберечь красавиц от нечистой силы? Тем временем в селе появляется загадочный монах Хома Брут с деревянной рукой и железными нервами. Он умеет не только бегать по стенам избушек, но и выслеживать зарвавшихся ведьмочек. С одной из них как раз сталкивается главный писарь Диканьки. Гоголю нигде нет покоя — его мучают кошмары, тайны своего рождения и, конечно, неразделённая любовь. Иначе с петербургскими господами на провинциальной земле и не бывает!

«Гоголь. Вий» — картина, которая совершенно непостижимым и мистическим образом из телеформата перебралась на большой экран. Вторая часть современного прочтения сюжетов Николая Васильевича укрепилась в формате сериального «мыла», сохранив концепцию «одна серия выходит с «монстром недели», а другая — с основной сюжетной линией». Но на смену хотя бы слегка пугающей стилистике и стебным закосам под популярные хорроры пришла банальная и пустая мелодрама. Большую часть времени зрителей будут потчевать любовным треугольником утопленница — писатель — графиня, участники которого будут вести себя, как глупые школьники в пубертатный период. И если объяснить томные придыхания и долгие взгляды хоть как-то можно, то ревнивые подростковые истерики Оксаны вперемешку с хихиканьем в духе «Почему меня не целуешь, о Лизе думаешь?» от властной представительницы темных сил выглядят бредом, которого весь русский постмодернизм не видывал. Хуже всего то, что создатели демонстрируют романтическую линию без малейшей доли иронии, видимо, считая, что зрители априори должны переживать за отношения нелепых персонажей больше, чем за свои.

Вообще недостаток юмора сильно вредит продолжению гоголевских похождений. В первом фильме все сделано в духе откровенного трэша и угара — скроено настолько плохо и дешево, что без смеха воспринимать просто невозможно. В этом качестве задумка казалось вполне сносной и оправданной. Но теперь все иначе: «Гоголь. Вий» — откровенно плохо снятое кино с неизобретательным, скучным сценарием, устаревшей графикой и совершенно неуместным серьезным тоном. Авторы проекта, по-видимому, так и не поняли, что история с участием плохо прорисованного на компьютере демона, застревающего в пространстве, магического цветка с названием «кровоцвет» и темной стороной Гоголя, дающей ему видения из потустороннего мира, воспринимать всерьез просто невозможно. Из уст персонажей льется откровенная чушь, сюжетные повороты погрязли в сериальных штампах, а в самом начале гордо появляется название фильма, на которое «выливают» пиксельную кровь. Саспенс, страх, мистическая атмосфера — их здесь нет и быть не может, ведь самое большее, на что способны создатели, это пара-тройка компьютерных «скримеров», безносая пародия на Волан-Де-Морта из «Гарри Поттера» и орущая обработанным через эквалайзер голосом дама со вставными зубами и накладными ногтями.

Говорить об актерской игре в этом темном царстве абсурда и не приходится. У Александра Петрова от частых подергиваний того и гляди отвалятся накладные усы. Весь юмор снова держатся на пьяных и не очень репликах Яна Цапника. Правда, на радость всем стеснительным зрителям неуместных эротических сцен в ленте почти нет, поэтому об особенностях сексуальной жизни Диканьки ничего нового узнать не придется. Как и о ее детективных перипетиях — сценаристы решили не заморачиваться, поэтому загадки здесь разгадываются не дедуктивным методом, а появлением на экране нового персонажа или банальной случайностью. К слову, очередное подозрение Гоголя в делах усопших местным хранителем порядка можно объяснить разве что откровенной ленью. В телесериалах к самоповторам наверняка относятся иначе, чем в большом кино.

Самое печальное во всей истории с созданием популярной развлекательной франшизы на имени и труде известного писателя состоит в другом. На творческом багаже Гоголя действительно можно было построить самобытный и жуткий хоррор, который был бы интересен зрителям не меньше даже при куда более скромных затратах на агрессивную рекламную кампанию. Дело не в технологиях, бюджете или специфике конкретной страны. По всему миру выходит множество проектов с куда большей художественной ценностью, сделанных чуть ли не на коленке начинающими киношниками. От низкого бюджета не страдает ни история, ни картинка, ни тем более содержание. Просто одни умеют, потому что действительно этого хотят, а другие не хотят и не стараются научиться. Печально, если впоследствии о великих писателях и их творчестве будут вспоминать лишь благодаря низкокачественным проектам. А пока прогнать эту нечистую силу из отечественного кинематографа не под силу даже экзорцисту с двумя деревянными руками.

Дмитрий Поляков, специально для afisha.161.ru
Просмотров: 11624